ICEDcube

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Автор Тема: Об альбомах и песнях группы Пикник  (Прочитано 1901 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

bober58

  • подотряд_боброобразные
  • форумный маньяк
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2972
    • Просмотр профиля
Об альбомах и песнях группы Пикник
« : Апрель 28, 2016, 06:44:20 am »

http://ostap-bulba.livejournal.com/89110.html

Чёрное солнце в русском роке



Читаю потихоньку серию статей "Судьба гуманизма в XXI столетии" и добрался до главы о чёрном солнце Статья пока доступна только в бумажной газете, но скоро будет и в интернете. Прочитал статью и тут же вспомнил песню группы Пикник "Клянись же, ешь землю!"
Мне Пикник всегда очень нравился. Очень хорошая музыка и качественные тексты к ней. Попробуем внимательно прочитать текст песни

Как нервно и четко бьют пальцы чечетку
На мокром окне
Вот ночь утечет, все будет не в счет
Так кажется мне.

Взгляни: а под тем ли ты солнцем стоишь
Клянись же, ешь землю, что вместе со мною сгоришь

Как будто с экрана косится луна на нас
Мокрой совой
И ангел мой бешеный и звезды повешены
Вниз головой

Взгляни: а под тем ли ты солнцем стоишь
Клянись же, ешь землю, что вместе со мною сгоришь

Осколок к осколку, а волчье - волку
Как серебру - звон
Осколок к осколку, а волчье - волку
А мне тогда что?

Взгляни: а под тем ли ты солнцем стоишь
Клянись же, ешь землю, что вместе со мною сгоришь


Первое четверостишье показывает, что герой нервничает. Ждёт приближения утра, когда "все будет не в счет". Похоже есть что-то, что герою необходимо обнулить.

Далее припев:
Взгляни: а под тем ли ты солнцем стоишь
Клянись же, ешь землю, что вместе со мною сгоришь


Стоять можно под красным или под чёрным солнцем. Тот к кому обращается герой явно ему подчинён либо очень близок, раз от него требуют клятвы. Я с трудом себе представляю, чтобы светлые солнцепоклонники так обречённо ждали смерти и требовали от близких умереть вместе. Тем более смерти с восходом, которого герой ждёт в первом четверостишье. Тут уже можно понять, что герой "стоит под", то есть поклоняется, чёрному солнцу. В следующем четверостишье идёт подтверждение, что диалог ведётся ночью и "под чёрным солнцем"

Как будто с экрана косится луна на нас
Мокрой совой
И ангел мой бешеный и звезды повешены
Вниз головой


Луна, сова - атрибуты ночи. Бешеные ангелы, думаю, не надо объяснять где водятся. А перевёрнутая звезда, с 1854 года, с лёгкой руки Элифаса Леви, стала символом Сатаны и сатанизма:



Далее герой опять обращается к собеседнику с требованием определиться с тем "под каким солнцем стоять" и принести клятву. Уже полностью ясно под "каким солнцем" и какую клятву. Всё однозначно.

В завершающем куплете героя берёт сомнение. Каждому по заслугам "А мне тогда что?"

Осколок к осколку, а волчье - волку
Как серебру - звон
Осколок к осколку, а волчье - волку
А мне тогда что?


Эдмунд Шклярский, на мой взгляд, один из талантливейших авторов в русском роке.

Два солнца упоминаются также в песне Пикника "С тех пор как сгорели дома" 1991 года. Какие такие дома сгорели в 1991 году? Что за Чёрная женщина? От чего небеса рваные? И, главное, почему светят "им" два солнца? Как говорила моя прабабушка "ласковэ теля двух маток сосэ". Однако трудно жить под двумя солнцами и не сгореть.

С тех пор, как сгорели дома,
Легко и светло им на свете
Случается, что иногда
Два Солнца им светят.

Они утоляют женьшенем
Жажду, не ведая сами,
Что любит их Чeрная Женщина
С серебряными волосами.

И эта Земля им завещана
Под рваными небесами,
И любит их Чeрная Женщина
С серебряными волосами.
Записан

Whisper

  • подотряд_боброобразные
  • застарелый житель
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 311
  • Оранжевая ящерица
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #1 : Май 19, 2016, 06:29:24 pm »

Давно хотела написать.  :)

Некоторое время назад попалась мне книжка (сборник рассказов) "Infernaliana". Пробежалась по предисловию и нашла показавшееся мне интересным определение жанра готики в литературе. Ну, в двух словах готическое - "инопространственное", изображающее мир, не подчиняющийся законам "привычной" логики. И если вот так посмотреть, вполне готишная музыка у Пикника получается... Инопространственного там в избытке.

Не в двух словах:
Цитировать
...Название было образовано от декораций, в которых происходило действие английских «страшных» романов, — средневековых замков, крепостей и монастырей. Для обитателей комфортабельных домов XVIII и XIX веков эти сооружения являли непривычную, пугающую структуру пространства — пространства закрытого, сдавленного массивными стенами, скудно освещенного, изобилующего подземными ходами и помещениями, чье назначение и расположение уже забылись. Как заметил кто-то из историков жанра, готический замок — это «антигород» /хм/, в нем ясному порядку или же беспорядку городского пространства противопоставляется некий другой, таинственный и иррациональный порядок, то, что мы будем называть ниже инопространством.
Инопространственность — вот, пожалуй, самый ощутимый признак готической прозы. И она необязательно заявляет о себе посредством готической архитектуры — архитектурный стиль может быте и иным, даже самым нейтральным, дело вообще может происходите на открытой местности (хотя все-таки предпочтительно в городе, а не деревне). Главное — чтобы пространство перестало быть однородным, чтобы в нем появились противопоставленные друг другу участки, пути, границы, силовые линии, чтобы некоторые перемещения в нем оказывались желанными, или запретными, или вызывающими страх — а порой и теми, и другими, и третьими одновременно.
В принципе так бывает всегда — не только в литературе, но даже и в реальной жизни. Пространство нашей жизни всегда структурировано рубежами политическими, социальными, моральными, религиозными: отечество противостоит чужбине, дворец — трущобам, родительский дом — большой дороге, храм — горе для бесовских шабашей и т. д. Но в том-то и дело, что обычно эти рубежи осознаются именно с помощью общих понятий общественного бытия; они рационализируются, просвечиваются светом разума, это не само пространство искривлено, а просто особым образом размещены наполняющие его предметы, люди, знаки.
Иное дело — когда общие понятия кажутся отсутствующими или забытыми, словно план старинного подземелья. Мы уже не знаем, чем, как и с какой целью наполнено пространство, в котором мы должны ориентироваться, и поэтому его неднородность воспринимается как свойство не внешних предметов, но самого пространства, и эта его темная, непознаваемая кривизна может переживаться крайне тревожно. Пространство становится заколдованным, в нем властвуют незримые, необоримые и не подвластные нам силы.
« Последнее редактирование: Май 19, 2016, 06:32:55 pm от Whisper »
Записан

bober58

  • подотряд_боброобразные
  • форумный маньяк
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2972
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #2 : Сентябрь 27, 2016, 06:27:20 am »

http://m.vk.com/wall253434987_1148

Юлиана Зимняя

"Тот терял - ты найдёшь, тот молчал - ты поёшь, тот задумал такое, так не будет покоя уже никогда." (с) гр. Пикник.

Проклятая соображалка закидала хозяина, минувшей ночью, догадками. Что, если Тот - имя бога, а не указательное местоимение? И понеслось...
Око Гора - левое и правое - Луна и Солнце (где Луна - подбитое Сетом, изображающее фазы и, вероятно сразу после битвы, перешедшее во владения Тота); Бог Тот, ответственный за Луну, ночь и тайную мудрость.
Да Эдмунд Шклярский бессознательно записал объяснение процесса ночных инсайтов, которое раньше всех нас додумались символически описать египтяне! "Тот задумал такое, так не будет покоя уже никогда": родился, мол, поэтом, музыкантом... - создателем - всё, не отвертишься, нон-стоп принимай тайные знания и будь благодарен.

P.S. А ещё: в Вавилоне почитали бога по имени Митра или Мифра, от более древних источников (бога Солнца), о нём знают редкие историки, и те - ориентируются на данные римских записей, времён сакральных культов. Кстати, Леонардо Д'Винчи был "сыном Митры", который, как положено эпохальной трансформации Гора, олицетворял, среди жрецов, и мудрость Луны. Намёк понят?
Вот такие дела.

Записан

bober58

  • подотряд_боброобразные
  • форумный маньяк
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2972
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #3 : Октябрь 08, 2016, 11:54:08 am »

http://m.vk.com/wall104404570_27536

Александр Штайнер

Немного и ненадолго отойдём в сторону от тяжёлого и разбавим наше рок-обозрение лёгкой, но добротной работой. На днях вспоминал про "Танец волка". Это второй альбом проекта "Пикник". Самое начало творчества Эдмунда Шклярского и сотоварищей. И это 1984-й год...

Что представляет собой данная работа, вкратце. Здесь нет тяжёлых примочек, которыми мы, металлисты, в основном, и делаем свои вещи. Но суть не в этом. Здесь особенность в другом. Как с технической стороны, так и с эстетической стороны, для 1984-го года в СССР "Танец волка" был нечто...Прекрасное сочетание клавишных и гитар. Атмосфера альбома создана образами Европы Средневековья. Но это не есть само европейское, как таковое (каким оно было на самом деле). Это то, как себе это представляли сами музыканты. Это этакое "советское европейское". "Взгляд на определённое время и место из советской библиотеки". И оно было присуще не только музыкантам, но и духу того (последнего советского) времени. И я это запомнил на чувственном уровне.

Вообще, "Пикник" это такая "известная-неизвестная" русская рок-группа. О ней мало говорят. И мне сложно о них говорить..."Пикник" экстравагантны, как Запад, и мудры, как Восток. Они были очень необычны в своё время. И они должны были появиться в то время, в которое они появились. Это было предопределено.

Впервые я услышал "Танец волка" давно, ещё в своём отрочестве. И уже тогда, с первых нот и слов он оказал на меня влияние. Особенно, тексты. Тексты на высоте. И по собственному опыту могу сказать, что "Пикник" уже в то время (а это, по факту, было настоящее начало эпохи советского рока) и в музыке, и в текстах были значительно дальновиднее подавляющего большинства своих коллег . В том числе, и известных.

Записан

bober58

  • подотряд_боброобразные
  • форумный маньяк
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2972
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #4 : Ноябрь 12, 2016, 09:34:47 am »

http://m.vk.com/wall8903298_4830

Михаил Сеурко

Советскую песню "Полюшко-поле" я впервые услышал, как, по крайней мере, мне теперь кажется, в исполнении Эдмунда Феликсовича Шклярского, с его томными трансовыми подвываниями и в сопровождении мистически настраивающей музыки. "Пикник" со своими серебряными горбунам, вампирами и египтянами успешно погрузил в этот ряд и в драматический ноктюрн, казалось бы, солярных красной армии героев. Откуда и куда они едут, в этом исполнении совершенно неясно. Об этом никто даже не будет думать. Просторы мистические, красноармейцы экзистенцильные и дорога-то у них к смерти, не иначе. Поэтому все это неважно совершенно.
Но это я к чему?
Записан

Апельсин в красном

  • житель
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 191
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #5 : Ноябрь 17, 2016, 11:38:46 pm »

The soul dreams of rock
https://vk.com/dreamrock


"Пить электричество" (1998).
Хоть этот альбом и занимает место 10-го номерного в дискографии (по крайней мере, в большинстве источников), но, по словам самого Шклярского, он является не номерным, а вторым ответвлением от основной дискографии. И вот ЗДЕСЬ я с ним реально согласен, потому что, по мне, это самый наркотский альбом во всей пикниковской дискографии. Абсолютная психоделика звучания показывает, что эта работа стоит отдельно от творчества "Пикника" именно в том виде, в котором мы его привыкли слышать, а изменённый различными эффектами голос Маэстро поневоле заставляет спросить его: "Эдмунд Мечиславович, кто это с Вами сделал? Скажите честно, Вас пытали?".
Также, на обложке указан "партнёр" - некий проект "Секта МО" (МО - Магические Объекты). В действительности же, это не что иное, как просто фантазия Шклярского, а это ещё раз доказывает, что это именно сайд-проект. На альбоме только пять треков - 2, 4, 5, 6 и 8 - содержат слова, все остальные - инструменталы.
В параллель с этим мне вспомнилась история с альбомом "Алисы" "Для тех, кто свалился с Луны" (1993). Эпиграфом к нему послужила цитата из романа Германа Гессе "Степной волк": "Только для сумасшедших. Плата за вход - разум". Этим, равно как и названием пластинки, Кинчев хотел сказать, что она для людей "не от мира сего" и неподготовленным её лучше не слушать, потому что может "съехать крыша". Так вот, сейчас я бы хотел обратиться к Константину Евгеньевичу: не про ту пластинку Вы это сказали! Ваша, по сравнению с "ПЭ", звучит куда ровнее и имеет полное право занимать своё место в основной дискографии. А вот этот электроэксперимент больше нуждается в изначальных словах. Без обид, Эдмунд Мечиславович, нам просто привычен "классический ключ".

Записан

bober58

  • подотряд_боброобразные
  • форумный маньяк
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2972
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #6 : Декабрь 19, 2016, 06:29:40 am »

https://m.vk.com/wall38633490_1790
Илья Фёдоров

Песня группы Пикник "Говорит и показывает" смысл предельно понятен!!!
Это монолог не родившегося ребенка,который находится еще в утробе матери. Для него нет законов пока, не взошла звезда и он слышит только голос матери, который говорит и показывает. Показывает, это собственные фантазии ребенка. Но до появления на свет еще далеко и не создан мир, и связь с небом еще сильна (стаканом небо пью) и малыш просто толкает ногой в живот (камень бью...
Записан

bober58

  • подотряд_боброобразные
  • форумный маньяк
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2972
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #7 : Январь 03, 2017, 05:24:22 pm »

http://www.facultetbook.ru/?page=project&project_id=9819&pr_page=1

РЕВОЛЮЦИЯ - ЭТО НАМ НЕ ПИКНИК?
(Анализ песни Эдмунда Шклярского "Настоящие дни")


Приступая к разбору песни Эдмунда Шклярского, я отдаю себе отчёт в том, что большинством его поклонников, творчество группы "Пикник" воспринимается,­ как приятная эстетская бессмыслица, "чудесный вздор". Тем не менее, смысл в этих песнях есть, хотя он и присутствует ненавязчиво, существует в тени всего остального: оригинальных, симпатичных поэтизмов, запоминающихся хитовых мелодий, звукового экспериментатор­ства. То есть на первом месте для Шклярского всё-таки развлечение, приятное удивление слушателя (а на концертах и зрителя), и только во вторую очередь - смысл. Я бы даже не стал называть его "посылом", поскольку Шклярский своими идеями в зал не бросается, он как бы оставляет их при себе.
Но всё же иногда автора "прорывает" и сквозь заросли карнавальной мишуры вдруг становится различим подлинный авторский мир, как будто Шклярский бросает нам проницательный и искренний взгляд из-под своих тёмных очков рок-звезды.
Для разбора я выбрал песню "Настоящие дни". Уже самим названием нам дают понять, что дни делятся на "настоящие" и "ненастоящие", и сейчас нам расскажут про первый вариант. Философия давно уже противопоставля­ет жизнь (или экзистенцию) и существование. Проще всего этот дуализм проиллюстрирова­ть образом из фильма "Матрица": ненастоящие дни - это синяя пилюля, бездумное пребывание в рамках матрицы; настоящие дни - красная пилюля, прорыв к осмысленному бытию. Много философов и пророков давали свои рецепты изготовления "красной пилюли". Сейчас я предлагаю изучить мнение лидера группы "Пикник" Эдмунда Шклярского.

Песн­я начинается с неторопливого вступления, потом в ткань проигрыша врывается динамичная ритм-секция - на смену вялому "душевному покою" приходит увлекательность­ и насыщенность "настоящих дней". Перед куплетом - ещё одна микро-пауза: из таких замедлений и ускорений соткано движение песни, это позволяет слушателю почувствовать, что ритм как бы прорывается сквозь торможение, барьеры, остановки, песня каждый раз начинается как бы с нуля. Состояние "настоящести" можно потерять, за него приходится бороться против неизбежной внутренней энтропии, лени, против всех законов общественной термодинамики - жажды остыть, остановиться, состариться и умереть.

Это выстрел в висок,
Изменяющи­й бег.

Автор сразу приступает к пояснениям. Чтобы изменить характер и направление движения необходимы радикальные меры. Собственно первая строчка и является таким выстрелом для слушателя: резкий, жёсткий образ должен заставить нас встряхнуться и прислушаться.

Эт­о чёрный чулок
На загорелой ноге.

По идее, чёрные чулки затем и нужны, чтобы придать ноге оттенок тёмного загара. Образ чёрного чулка на загорелой ноге создаёт впечатление чрезмерности. На подобных образах и построен текст песни. Сверхзадача, максимализм, радикализм - признаки "настоящих дней".

Это страх темноты,
Страх, что будет потом.

Можно предположить, что вторая строчка намекает на страх будущего, "завтрашнего дня", но речь идёт вовсе не о дне, а как раз наоборот. О ночи. Страху темноты посвящена одна из самых популярных песен Шклярского "Ночь", в ней страх темноты связывается с подсознательным­ страхом смерти: "А пока у нас в груди тонкая не рвётся нить, можно солнцу гимны петь и о ночи позабыть". Тема иррационального­ страха перед небытием присутствует в большинстве песен группы "Пикник", однако автор объявляет свой ужас неотъемлемым атрибутом подлинного существования. Впрочем, многие авторы говорили об этом. О высоком отчаянии говорили экзистенциалист­ы, со слов "Бог умер" начал историю Заратустры Фридрих Ницше, для Достоевского близость эшафота стала залогом "карамазовской влюблённости в жизнь". "Memento mori", - говорили древние латиняне и были, конечно, правы. Не жди мифического "потом", живи уже сейчас. Ибо потом может вообще ничего не быть.

Это чьи-то шаги за углом,
Это...

В этой строчке описывается типичное состояние параноика: мания преследования, болезненная внимательность к мелочам. Но в этом же сквозит и стремление видеть целостную картину мира, видеть вещи в их взаимосвязи, уметь видеть и понимать то, что спрятано за углом, то есть уметь изменять угол зрения. Согласно одной из психологических­ теорий люди делятся на параноидальный и шизоидный типы. Но шизофренику ещё труднее осознанно существовать в мире: его сознание дробится (shizo - расщепление) на множество фрагментарных мыслей-ощущений,­ шизофреник легко переключается, в то время как параноик, напротив, зацикливается.
В­место последней строчки идёт пение без слов. Шклярский намекает на невыразимость подлинного бытия.

Это камень в руке,
Это лезвие бритв,
Настоящие­ дни,
Настоящие дни.

Образ камня в руке имеет две наиболее очевидные параллели: революционный лозунг "булыжник - оружие пролетариата" и библейское изречение "есть время разбрасывать камни, и время собирать их". К чему же склоняется автор песни - к революции или к христианству? Думаю, обе эти идеи органично существуют в творческом мире Шклярского. И настолько же органично отсутствуют в его жизни. Глупо считать эстета Шклярского революционным борцом за "свободу, равенство и братство" или пламенным христианином, провозглашающим­, "да будет воля Твоя и на земле, как на небе!" Шклярский - вполне типовой труженик шоубизнеса, в меру жадный, в меру тщеславный. Но он ведь и не утверждает, что живёт "настоящими днями", он просто честно отдаёт себе отчёт и намекает нам, что "настоящие дни", это когда камень у тебя в руке. Ибо настоящие дни опасны, как опасная бритва.
А если ты выбираешь безопасность - это признак твоей никчёмности.

Это­ ждущие свет
Люди в серых пальто,
Настоящи­е дни - да, да.

Если в творческом мире Янки обыватели сравниваются с кротами (см. "Особый резон Янки Дягелевой"), то у Шклярского это "люди в серых пальто", серая масса. И всё же Шклярский более снисходителен к обывателям: под серой оболочкой находятся именно люди. И настоящие дни приходят к ним, когда они начинают ждать свет. То есть они не способны активно участвовать в настоящих событиях (революции, приближении Царства Божьего), но остро нуждаются в этом, поскольку чувствуют, как ненастоящие дни убивают их. И они поднимут на руки и с искренней радостью понесут к пьедесталу выживших героев, хотя в начале борьбы эти же "люди в серых пальто" за кампанию или по долгу службы смеялись над героями и пророками, спорили с ними, стреляли в них. В тех, кто нёс им свет, которого они так ждали.

Если будет день,
Значит тени не в счёт,
Если харакири,
То кривым мечом,
Если тушат свет,
Значит грех так грех,
Если минарет -
Значит выше всех!

В припеве даётся целый набор образов максималистског­о мышления. Это - стремление к превосходной степени всего, отказ от полумер, радикальный качественный скачок к идеалу. Не ступенчатая, постепенная "эволюция" резонёров и болтунов, а решительная революция, трёхдневное разрушение старого и постройка нового храма, обещанная Христом. Христианство в основе своей - максималистично­ и радикально, оно повелевает человеку стать Богом, причём безо всяких промежуточных звеньев. Христос был первым революционером,­ и атеист Ленин был к нему гораздо ближе, чем любой толстопузый епископ. Кто не понял этого - тот проспал Царство Божье.
В конце песни слова "выше всех" повторяются несколько раз. На них делается акцент. Автор призывает нас "повышать планку", прыгать выше головы, не занижать собственные способности. Это и есть ненавистный многим идеализм и максимализм, утопическое мышление. Но без стремления к идеалу не может быть никакого позитивного движения, никакого развития. Чтобы построить идеальное общество, его нужно сначала выдумать и поверить в него. Чтобы стать Богом, нужно встать с колен.
Записан

bober58

  • подотряд_боброобразные
  • форумный маньяк
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2972
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #8 : Январь 04, 2017, 10:51:40 am »

https://www.proza.ru/2009/02/15/693

Заметка об альбоме Дым 1982 группы Пикник
Князь Процент


«Пикник» это целая отдельная веха в истории отечественного рока. Это 30 лет деятельности, 17 альбомов и неисчислимое количество загадочных символов и образов. Это живая история, продолжающая радовать своих многочисленных поклонников и поныне (в прошедшем году группа разродилась новым альбомом под названием «Железные мантры»; вообще же коллектив особенно активен в новом веке – за последние восемь лет вышло целых семь альбомов, что свидетельствует о неугасаемой творческой энергии ее участников и, в первую очередь, Сами-Знаете-Кого, хи-хи).

Не располагающие записями магнитоальбома «Дым» могут скачать его, например, вот тут musicmp3.spb.ru/album/5639/dym_magnitoaljbom.ht...

Тексты же песен есть на официальном сайте группы здесь вот www.piknik.info/albums/view/id/1

«Пикник» группа весьма своеобычная и неординарная, к ней нужно привыкнуть, дать своему музыкальному слуху период для, так сказать, «опикничивания». Это далеко не тот случай, когда, послушав пару песен и не врубившись в них, следует счесть услышанное фигней и забить на этот коллектив. «Пикник» нужно прослушать и понять, а на это непременно уйдет некоторое время. Оно того стоит.

Группа была образована в далеком 1978 году. Первые три года коллектив альбомов не выпускал, а затем в нем случился раскол, после которого в группе оказался человек, ставший символом «Пикника» на долгие годы и остающийся им поныне. Эдмунд Мечиславович Шклярский – поэт, композитор, вокалист и художник; автор текстов песен практически всех альбомов и музыки к ним (исключения составляют лишь альбомы «Дым», «Вампирские песни», «Тень вампира» и «Королевство кривых», где помимо ЭШ в данных ипостасях выступали иные личности); неизменный вокалист группы (лишь в «Тени вампира» бэк-вокалом звучат голоса других представителей семейства Шклярских, да на «Дыме» пару песен исполнил Алексей Добычин). Короче говоря, это человек, который является для группы практически всем. «Пикник» это его группа.

И уже в следующем году музыканты выпускают первый магнитоальбом – именно ему и посвящена эта заметка. К нему мы теперь и обратимся.

Анализировать песни «Пикника» на бумаге трудно, но интересно. Я таки постараюсь сделать это, хотя за результат не поручусь. Но должен предупредить, что не слышавший «Дыма» человек вряд ли что поймет, что к чему, хи-хи. И еще предупрежу, что анализ будет очень уж личным. С «Пикником» по-другому и нельзя.

Альбом выползает из «Ночи» - именно так называется первая песня на нем. Сами музыканты ее очень любят, ведь это их первая собственная песня, и исполняют ее практически на каждом концерте. Альбом выползает из ночи – странный, загадочный, играющий словами, играющий символами, подпускающий нас к разгадке своих тайн и укрывающий эти загадки новой строчкой, новым поворотом музыкальной темы.

Ночь шуршит над головой как вампира черный плащ,
Мы проходим стороной - эти игры не для нас…

Эта песня шуршит у слушателя над головой, как плащ этого самого вампира, заставляет представить, как выпадает пиковый туз из колоды старых карт, как идет подсчет оставшихся в дураках, как сломанный корабль помнит и знает, что жизнь это река и нужно плыть, несмотря ни на что…

А жизнь эта штука непростая, особенно в «джунглях кирпичных», о чем поется в песне «Хоровод». День в этих джунглях всегда наполнен сотней бесполезных дел, а из таких дней складываются года, и из года в год кружит этот самый разноцветный Хоровод, в котором, казалось бы, есть все и вся, но на самом деле нет практически ничего. Жизнь в мегаполисе прекрасно проиллюстрирована образами из этой песни – на первый взгляд кажется, что она наполнена огромным числом необыкновенно важных и не терпящих отлагательства дел, но при честном и где-то беспощадном рассмотрении оказывается, что по сути практически все эти дела – пшик, иллюзия своей значительности, самообман. По настроению «Хоровод» похож на стихотворение Ивана Алексеевича Бунина:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - Господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Следует ли пытаться обрести смысл подлинного, должного бытия? Или надлежит отдыхать от кирпичных джунглей более простыми способами, способами мира сего? Следующие три песни ведут нас от второго к первому.

Композиция «Вечер» указывает на наиболее простой путь примирения с затягивающей в воронку действительностью – собрать компанию друзей и отправиться гулять:

Зажав в руке последний рубль, уйдем туда, уйдем туда,
Где нам нальют стакан иллюзий и бросят льда, и бросят льда.
И снова будет целый вечер глушить толпу гитары звон,
Дым табака укроет плечи, и будет плавиться капрон.

Это весело, это просто и это порой необходимо каждому из нас. Однако вряд ли это безошибочный путь из воронки кирпичных джунглей. Это, скорее, возможность передышки перед поиском этого выхода и во время этого поиска. И уж тем более вряд ли можно считать выходом «выпархивание в окно», хотя, пожалуй, можно признать, что возможность самоубийства означает наличие некоторой степени свободы.

А вот когда лирический герой остается один, он начинает мыслить гораздо более конструктивно. Этому посвящена песня «Очень интересно» (ее поет Алексей Добычин, что само по себе удивительно – настолько непривычно слышать «Пикник» не в шкляровском исполнении. Впрочем, голоса у этих музыкантов похожи, хи-хи).

Очень интересно по улицам ходить,
Многое узнаешь и поймешь.
В темные подъезды стоит заходить,
О, какие лица там найдешь.
В темные подъезды стоит заходить,
О, какие вещи там найдешь.

Как знать, не в очередном ли темном подъезде узнал герой странную интерпретацию сказки о Золушке? Сказки, в которой Золушка оказалась в королевском замке, но была обманута его обитателями? В которой Золушка вынуждена водить хоровод (пусть и не в кирпичных джунглях, а в джунглях королевского замка – образ все равно похож на тот Хоровод, из которого герой старается уйти). Мораль сказки проста: не нами этот Хоровод затеян, и вряд ли мы его прекратим, разрушим извечные движения по кругу с участием огромного числа людей; но нужно, нужно, нужно искать из него выход, потому что в этих джунглях «мораль неудобный груз для тех, чей карман пуст», и эти самые ребята с пустыми карманами и моралью становятся первыми жертвами Хоровода, если не находят из него должного выхода.
Это подтверждает следующая песня (как и «Очень интересно», исполняемая Добычиным) – «Деньги».

Вслед смотреть уходящим людям
Незавидная это доля;
Если люди - не просто люди
Если люди - не просто двое.

А настойчивый голос чей-то
День и ночь мне твердит ответ:
"У него есть большие деньги,
У тебя таких денег нет".

Действительно, незавидная это доля – смотреть на то, как человек, с которым ты «не просто двое», сам «не просто двое» с другим человеком, преимущество которого перед тобой лишь в том, что у него есть большие деньги, а у тебя таких денег нет.

Все это значит, что пора уже отправиться в путь из кирпичных джунглей – джунглей, которые родились из ночи, которые полны суеты и беготни, в которых деньги ценятся выше любви и которые дают знания, идущие во благо лишь для поиска выхода из этих джунглей. Самое время пристать к каравану и идти – пока что просто так, цель придет сама, в дороге.

Родится рассвет над крышей,
И ветер разгонит туман,
И снова залают собаки,
И дальше пойдет караван.

Кричит кто-то в ухо, что там впереди
Есть родник прозрачный, туда и иди.

Можно вечно бродить без цели,
Если все время идти,
Не задавая вопросов
И не разбирая пути.

И найти однажды среди пустынь
Утоление жажды в луже мутной воды.

Это лучший выход для человека, ищущего этот самый выход, - уйти из кирпичных джунглей, уйти, не оборачиваясь, не видя соблазнов, которыми Хоровод пытается достать его, не отпустить от себя. Ведь иначе можно дойти до того состояния, при котором ложным выходом для тебя станет опиум, который как будто тоже позволяет вырваться из удушающих и дурно кружащих голову объятий Хоровода:

Вьется опиумный дым,
Старец станет молодым,
Все покажется легко,
За спиной мелькнет крыло.

Мир иллюзий, светлых грез,
Словно свет погасших звезд,
Хоть пройдешь весь мир, как крот,
Все известно наперед.

Хохочет дьявол за спиной твоей
Э-ге-гей! Э-ге-гей!

Ну как тут не вспомнить «Ангельскую пыль» «Арии»:

На краю обрыва песня неземная,
Музыка богов и голоса богинь.
Ты паришь над миром, но торговец раем
Вынет душу из тебя за героин.

Ты устал быть птицей и сорвался камнем,
Рухнул с высоты, спасаясь от судьбы.
На краю обрыва вновь летят на пламя
Сотни мотыльков-самоубийц.

Ангельская пыль!
Это сон и быль!
Безумец, беглец дороги нет.
Ты видишь неверный свет!
Твой ангел зажег мираж огня,
Он хочет убить тебя...

Но путнику, пустившемуся в дорогу с караваном, это уже не страшно. Он может спокойно идти вперед. Пусть на лице его и не заметно радости, пусть его лик суров и сосредоточен. Это все объяснимо – ведь позади остался целый этап жизни, позади осталась предавшая его любовь и канувшие в пляске Хоровода друзья. Пусть пока ему некуда идти, пусть пока нет цели – все это придет, а покамест он спасся, и это сулит и цель, и место, куда идти.

Ты идешь равнодушно,
Свой покой не нарушив,
А куда и зачем - не понять,
И тебе нет и дела,
Что ушло, что сгорело
И какую дорогу топтать.

Для тех, кто крутые дороги
Не променял на диван,
Снова залают собаки,
И дальше пойдет караван…
Записан

Whisper

  • подотряд_боброобразные
  • застарелый житель
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 311
  • Оранжевая ящерица
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #9 : Январь 04, 2017, 06:47:46 pm »

http://www.facultetbook.ru/?page=project&project_id=9819&pr_page=1

"...Но он ведь и не утверждает, что живёт "настоящими днями", он просто честно отдаёт себе отчёт...
А если ты выбираешь безопасность - это признак твоей никчёмности."

Оу. Какая логическая цепочка!  ;D

Мне вышеприведённая статья показалась ярким примером ситуации, когда за многими искусно написанными словами теряется чувство.
Записан

bober58

  • подотряд_боброобразные
  • форумный маньяк
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2972
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #10 : Март 03, 2017, 10:48:50 pm »

http://paisiypchelnik.livejournal.com/186690.html

Топ-11 песен "Пикника"

Обычно у меня бывает так: я слушаю две-три песни у какой-то группы и сразу понимаю, нравится она мне или нет. А вот с группой «Пикник» мои отношения сложились совершенно иначе. Как-то раз мой друг принес послушать кассету «Легенды русского рока. Пикник». На тот момент я о группе знал, мягко говоря, немного. Да что там, я на тот момент о группе вообще ничего не знал. И вот поставил он эту кассету, я послушал несколько песен, включая одну, которую он очень сильно хвалил (в моем топе она занимает второе место, кстати), и как-то… не проникся. Какой-то мрачный больной гайморитом затирает что-то готишное и невнятное.

Однако время шло, и со временем я все больше и больше проникался творчеством Эдмунда Шклярского и компании. И так сильно проникся, что, пожалуй, включу эту группу в число пяти любимых. И идею рассказать о своих любимых песнях «Пикника» я вынашиваю достаточно долго. Но проблема в том, что мне очень сложно выразить словами, почему я люблю у группы эти песни больше, чем другие. Все-таки в общих чертах творчество «Пикника» достаточно однообразное (это никоим образом не критика, однообразно хорошее). И потому мой топ будет более лаконичен, чем аналогичные топы по другим любимым исполнителям, и рейтинг скорее будет основан на эмоциях и ощущениях.

11. Герой («Чужой», 2002)

Подобных рок-н-ролльных песен у «Пикника» не так много. В основном это наследие «дошклярского» периода. И мне они ценны в первую очередь непохожестью на обычное творчество «Пикника». Вроде как тебе только что рассказывали, как ночь шуршит над головой, как вампира черный плащ, и тут же внезапно оказывается, что «жизнерадостный жокей улыбался до ушей» («Дом»), а «я вчера достал себе велосипед» («Велосипед»). Но особенно мне ценна песня «Герой», которая является переработкой неплохой, но не особо примечательной песни «Весна». «Герой» сочетает в себе нетипичный рок-н-ролл и довольно типичную готику «Пикника». Особенно мне ценны строчки «лишь однажды пытался я школу поджечь, да учитель узнал – спички выбросил в печь». Они звучат настолько убедительно, Шклярский столько эмоций вкладывает в слово «поджечь», что кажется, будто это он рассказывает сам о себе, а не просто поет песню от имени вымышленного героя.

10. Театр абсурда («Театр абсурда», 2010)

Долго выбирал между ним и «Бетховеном». Кто-то должен был уйти. В итоге остановился на более старой песне как на прошедшей более серьезную проверку временем. «Театр абсурда» мне особенно нравится во вступлении. Когда как будто тревожный колокол дважды предупреждает тебя о какой-то незримой опасности, а затем мелодия начинает играть в быстром темпе, и тебя заваливают предложениями. Вроде бы дается пауза на осмысление, но ты все равно не успеваешь понять, какую информацию до тебя донесли в куплете, а песня уже переходит внезапно на припев. Который продолжает заданный быстрый темп, но при этом умудряется добавить лирики и даже романтики. И только ты вроде как умиротворяешься припевом, как тут же начинается куплет. И такое чередование – «то в жар, то в холод» - мне очень нравится.

9. Мракобесие и джаз («Мракобесие и джаз», 2007)

После великолепнейшего альбома «Королевство кривых» альбом «Мракобесие и джаз» впечатлил меня гораздо меньше. Почти все песни пронеслись как-то быстро и почти не отложились в памяти. Потом я, конечно, больше им проникся, но первое сильное впечатление у меня было от одной песни – заглавной. Она врывается в уши первым же мощным аккордом. Затем следует еще один «взрыв» - когда начинает петь Шклярский. Он не просто поет, а выбрасывает из себя слова. Каждое – как удар молотком по шляпке гвоздя. Затем тебя вводят в заблуждение ложно спокойным припевом («рисуй крооовью… Апокалиписис сейчас…»)… И затем еще раз пришибают, повторив фразу «Мракобесие и джаз!». Ну и вообще название песни отлично характеризует то, что происходит в нашей стране последние годы. Так что редкий случай социальчика от Эдмунда Мечиславовича.

8. Серебра! («Говорит и показывает», 2003)

Еще одна невероятно мощная и бьющая по мозгам песня. Здесь «Пикник» уже звучит практически как рэп-группа, ритмично начитывающая фирменный текст с готикой, мрачными образами и обязательной отсылке к классике. На этот раз досталось Гоголю. А еще я очень люблю песенный прием многочисленных противопоставлений – и в третьем куплете этим можно насладиться в полной мере. Особенно круто звучит «это те же слова, только наоборот». Кстати, песня выходила в период дикой популярности мюзикла «Нотр-Дам де Пари», и я до сих пор помню переделку «Нашего радио»: «Квазимодо – урод, «Танцы минус» - отстой». А еще от них же попытку спеть песню задом наперед («это те же слова, только наоборот») и безумно круто звучащий припев: «Арберес! Арберес!»

7. Инкогнито («Певец декаданса», 2012)

Очередная готичная и мрачная песня с неожиданным музыкальным переходом с быстрого темпа куплета на медленный и протяжный припев. Но особенно тут круто звучит дуэт голосов. Когда внезапно вместо Шклярского начинает петь кто-то другой, но с невероятно похожим голосом, мурашки по коже бегут. Как будто у солиста появился злой брат-близнец. На самом деле, это не брат-близнец, а клавишник и по совместительству сын Эдмунда Шклярского Станислав Эдмундович. Сложно сказать, о чем эта песня, но лично я ее воспринимаю как поиск себя в этом диком и страшном мире.

6. Лицо («Стекло», 2002)

Если многие песни «Пикника» я люблю за энергетику и атмосферность, то «Лицо» мне нравится в первую очередь текстом и обработкой вокала. Уже первые строчки завораживают необычностью оборота: «Ты наверно нарочно красишь краской порочной лицо». Красишь краской, нарочно порочной… Очень нестандартное построение фразы. И так всю песню: «Было б сердце нейлоновым, небо бездонным», «манят улиц узоры, доведут до позора» и т.д. Ну и, конечно, обработанный бэк-вокал. То ли робот, то ли безумный карлик, то ли безумный робот-карлик…

5. Из коры себе подругу выстругал («Королевство кривых», 2005)

Я обожаю альбом «Королевство кривых». Это один из моих трех любимых альбомов «Пикника», наряду с «Танцем волка» и «Стеклом». Но если на двух других альбомах мне нравятся не все песни, то на «Королевстве кривых» я тащусь абсолютно со всех, даже с карапули «Все вокруг боятся радости паяца». Но особенно мне нравится песня про кору и подругу. Во-первых, вкрадчивый голос и тихая музыка в самом начале с резким переходом в припеве – я всегда покупаюсь на этот трюк. Во-вторых, интересный образ – выструганная из коры подруга, которая навевает на очень нехорошие и при этом смешные мысли. В-третьих, просто шикарнейшие в своей незатертости рифмы: «легко – лоб», «ли – издали», «так – душа», «ходил – видИл» и так далее. Ну и в четвертых, конечно, фирменная пикниковская «недосказнность», когда в какой-то момент припев не допевается: «А он шел себе по свету наааа». В одном из интервью Шклярского спросили, куда это он шел по свету «нааа», на что тот со смехом ответил: «А это выбор пути».

4. Настоящие дни («Харакири», 1991)

Вот мы и подобрались к четырем самым главным песням «Пикника» в моей жизни. В этом топе, да и вообще во всем творчестве группы они для меня стоят особняком. «Настоящие дни», наверное, апофеоз атмосферности творчества группы. Тяжелый ритм с первых аккордов – как будто кто-то на органе играет – и ставящие в тупик уже первые две строчки. «Это выстрел в висок, изменяющий бег, это черный чулок на загорелой ноге». Где связь между этими вещами? Может, дальнейший текст нам что-то прояснит? Думаю, те, кто знает песню, прекрасно помнят, что нихрена он не прояснит, а только еще больше запутает. И когда ты уже ждешь ответа на вопрос, солист внезапно обрывает текст – «это чьи-то шаги за углом, это…». И что это?! И ты наслаждаешься великолепной музыкой, но в то же время не можешь отделаться от навязчивой мысли: так что такое ЭТО?!

3. Пикник («Иероглиф», 1986) (блин, попробуй-ка найти песню, которая совпадает по названию с группой)

А вы думали, ни одной песни с самого известного альбома не будет? Конечно, я не мог обойти его стороной! Песня–тезка группы, возможно, не самая известная в ее творчестве, но уж очень мне нравится. Высокие ноты, проходящие лейтмотивом через всю песню, просто пленяют, подчиняют волю и заставляют ритмично кивать головой. А чарующие образы дополняют картину: «фантастический узор бесконечных огней», «океан трав», «перекресток будто пыльный цветок»… Волшебно! При этом песня на редкость позитивная и звучит очень нетипично для «Пикника». Ну и то, как Шклярский чеканит каждое слово – ммм… обожаю!

2. Египтянин («Египтянин», 2001)

На концертах более эмоционально, чем на «Египтянина», зал реагирует разве что на «Фиолетово-черный» с того же альбома. Великолепная песня, создающая настоящее впечатление Древнего Египта, окутывающая своей магической аранжировкой и проникновенным голосом Шклярского. Очередное мощное вступление в припеве. Солист вроде бы спокоен-спокоен, но потом начинает заводиться и вдруг РЕЗКО переходит на припев: «Будто Я! Египтянин!» А начало песни мне еще очень нравится тем, что в нем, помимо древнеегипетской музыки, звучит еще что-то балалайкоподобное. Автор любит вставлять в песни русские народные мотивы, что вылилось, например, в «Там на самом, на краю земли». Но и в «Египтянине» они чувствуются. Но, конечно, главное, это атмосфера песни. Ну и противопоставления в третьем куплете опять подкупают, ничего с собой не могу поделать.

А бонусом сегодня идет песня, которую я посчитал некорректным включать в топ песен «Пикника», потому что написал и исполнил ее некто Андрей Карпенко. Но она все-таки с официального альбома группы и невероятно мне нравится, поэтому будет вам бонусом. Я говорю, конечно, о песне «Вертолет».

Не знаю, чем она меня подкупает. Вроде и текст простенький и коротенький, и музыка вполне себе стандартная для «Пикника» в первой части. Наверное, тем, что она исполнена в двух вариантах. Ну и очень круто звучит нагнетание в первой части – как будто на тебя сверху опускается настоящий вертолет. Вертолет! Вертолет! Вертолет!

1. Шарманка («Стекло», 2002)

Нет, ребята, это не песня. Это безумная карусель, в которую ты попадаешь уже с первых аккордов. И вертишься в ней, вертишься, в какой-то момент происходят короткие остановки, а затем безумие начинается вновь. Особенно мне нравится «заикание» на слове «Шарманка» - «Играй шарма-ма-ма…». Песня сочетает чудесным образом мрачность «Пикника» и бодрый мажорный ритм. Таких песен, конечно, немало, но эта, на мой субъективный взгляд, самая яркая.

P.S. Пишите в комментариях: нравится ли вам творчество "Пикника"? Какие песни больше всего любите? Высказывайтесь, вам зачтется!
Записан

bober58

  • подотряд_боброобразные
  • форумный маньяк
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2972
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #11 : Март 26, 2017, 01:42:25 pm »

http://www.prokoni.ru/forum/threads/drugie-berega-kulturnye-sobytija-nashego-gorodka-piknik.186353/page-15
abpbrf

Мне сложно советовать, как я есть их лютый-бешеный фанат, и майка с Пикником есть у меня, и значок, и книжка, и аватарка, если ты заметила, вконтакте тоже ихняя  Так что я бы, конечно, посоветовала НАФИГ ВСЁ!
Ну а если серьёзно, то группа настолько разноплановая и за 35 лет своего существования создали столько разнообразной музыки, что, КМК, любой сможет в их творчестве найти что-то свое. Я просто напишу десятку своих личных топов, необязательно, что все они тебе понравятся, но я попробую объяснить, почему именно эти песни.
1. "Я невидим". Это безусловный хит, стопроцентный топ моего личного хитпарада. Я не знаю, почему. Это была самая первая песня с того самого альбома "Родом ниоткуда". Кстати, хочу отметить, что их альбомы "Родом ниоткуда", "Танец волка" и "Харакири" записывались дважды - один раз всей группой в полном составе, и один раз потом, уже в девяностых, Шклярский перезаписывал их один. Он мультиинструменталист, и любым инструментом владеет лучше, чем любой музыкант в его группе. Так что его версия записи мне нравится в разы больше. Если захочешь послушать, давай я тебе в контакте сброшу именно ее. Они резко отличаются по качеству записи, эти версии.
Что касается этой песни, она жесткая, с энергичным резким ритмом, и почему-то именно она очень помогает мне собираться, когда мне бывает тяжело. В принципе, я могла бы рекомендовать весь этот альбом от начала до конца, он прекрасно сделан и слушается, как одна цельная вещь. Но если выбирать именно конкретную песню с альбома - то это будет "Я невидим". Про нее даже Лукьяненко в "Дозорах" писал. Что типа, когда ее слушаешь, понимаешь, что Шклярский - тоже Иной.
2. "Ночь". Очень мощная композиция. Классический рок, как он есть. Рекомендую слушать в хороших наушниках и в темноте.
3. "Твое сердце должно быть моим". А вот это уже лирика. У "Пикника" много очень светлых, нежных лирических песен о любви, например, "Великан", очень красивая композиция во всех вариантах, которые я слышала. Но "Твое сердце" - цепляет как-то по-особенному. Возможно, это только мои личные ассоциации.
4. "Скользить по земле". Одна из тех песен, которые мне не надоедает слушать никогда. Возможно, потому, что я ассоциирую себя с ее лирическим героем. Мне тоже "легко скользить по земле, души не оставив нигде, так просто ступив за порог..." Очень красивая мелодичная песня.
5. "Пить электричество". Это не совсем Пикник, это заглавная песня с сольника Шклярского, где он баловался с электронной музыкой. Получилось, на мой вкус, отлично, и даже спустя десять лет звучание не утратило актуальности. Песня жесткая, наполненная искрящейся жесткой энергией, и почему-то очень сексуальная.
6. "Будь навсегда". С того же альбома. Есть такие песни, от которых у меня по-хорошему кружится голова. Мои личные ассоциации - теплое светлое лето, яркий солнечный день, свежий ветер в открытом окне, и поезд, который везет меня в какой-то до глубины души любимый город... в Питер?..
7. "Глаза очерчены углем". Секс как он есть. Очень эротичная песня. В моем хитпараде спорит за первенство с "In Your Room" Depeche Mode
8. Тут хотела поставить "Египтянина", но вспомнила, что ты его уже знаешь и любишь. Так что - "Королевство Кривых"! Люто-бешено рекомендую. Песня - однозначный хит, на концертах ладони сбиваю до мозолей, так хлопаю. Энергичная, веселая, жизнелюбивая и оптимистичная композиция.
9. "Течет большая река". Уж если мы хотим оптимизма и радости, то нам вот сюда. Очень радостная композиция, по-настоящему весенняя.
10. Долго маялась и выбирала. То ли психоделическая "Стоя на этой лестнице" (если слушала когда-то Лед зеппелин с их сумасшедшими запилами, то это вот оно), то ли наэлектризованная "Это река Ганг", то ли красивая, грустная и нежная "Лишь влюбленному вампиру" (за пятнадцать лет до Сумерек), то ли светлые и счастливые "Адреналиновые песни" (почему-то вызывающие у меня стойкую ассоциацию с конкурными тренировками на Маугли: адреналиновые песни, цветы и роса, еще мы вместе и можем творить чудеса, и солнце радугу плавит, льется свет через край... ), но ты знаешь... пожалуй, все-таки "Немного огня". Заглавная песня с одноименного альбома, в которой так четко чувствуется та самая, особенная "пикниковская" бешеная энергетика, которая столько раз вытаскивала меня из, казалось бы, полной жизненной задницы.
Вот, пожалуй, такой мой личный список. Я его расширила бы, конечно, ещё раз в пять
Записан

bober58

  • подотряд_боброобразные
  • форумный маньяк
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2972
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #12 : Май 14, 2017, 08:17:22 am »

https://m.vk.com/wall-51923892_4223
Отделение "ВЫХОД"

Oleg Kovriga (fb)

Недавно я разговаривал с Юрой Чернышевским, который активно сотрудничает с ПИКНИКом и директорствует у Феди Чистякова. Зашёл разговор об авторских правах. И Юра вспомнил, что у ПИКНИКа была песня «Бедный Робинзон Крузо» на стихи Маршака. Сначала альбом «Королевство кривых» выпускала фирма «Grand Records», которая заплатила наследникам Маршака большие деньги. А через несколько лет группа решила переиздать альбом сама. И внуки Маршака опять запросили большие деньги. Группа была к этому не готова. Так что Шклярскому пришлось превратить песню в инструментал. Я говорю:
- Юр, я не помню этот стих. Но, судя по названию, почти уверен, что это — перевод.
Я набрал в поиске «Nursery rhymes Robinson Crusoe» - и тут же выскочили две прекрасные ссылки: http://www.rhymes.org.uk/a69-poor-old-robinson-crusoe.. и http://www.mamalisa.com/?t=es&p=1632.
В общем, оригинал выглядит так:
Poor old Robinson Crusoe!
Poor old Robinson Crusoe!
They made him a coat
Of an old nanny goat
I wonder how they could do so!
With a ring-a-ting tang,
And a ring-a-ting tang,
Poor old Robinson Crusoe!
А перевод такой:
Бедный Робинзон Крузо!
Бедный Робинзон Крузо!
Он жилет себе сшил
Из шерсти и жил,
Чтобы прикрыть себе пузо.
Бедный Робинзон Крузо!
Бедный Робинзон Крузо!
У меня совершенно нет никаких претензий к Самуилу Яковлевичу. Наоборот, я ему глубоко благодарен за своё счастливое детство. В советское время всё было не слишком просто. Вполне может быть, что проще было выдать эти стихи за свои, чем объяснять, что это переводы. Но внуки замечательного детского поэта всё-таки проявили излишнюю жадность. Они наверняка не вникали в «поэтическую кухню» дедушки и не знали, что просят деньги за маленький перевод. Но, всё равно, я бы на их месте вёл себя скромнее.
Думаю, что Эдмунд Шклярский может сделать свой вариант перевода этого небольшого стишка — и спокойно его петь. Если это ему ещё интересно. Я попытался с ходу перевести сам. Но я — совсем не поэт. И у меня не получилось срифмовать по поводу гардеробчика бедного Робинзона, сшитого из шкуры старой козы. Зато я "перевёл" последний куплет, опущенный Маршаком. Там «улыбочка» в имитации звона козьего колокольчика. Поэтому я придумал так:
И, мудями звеня,
Ждёт счастливого дня
Бедный, бедный Робинзон Крузо.
Вот так. Начал с романтики, а закончил, хрен знает, чем. Ну, ничего… Бывает.
Записан

bober58

  • подотряд_боброобразные
  • форумный маньяк
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2972
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #13 : Май 16, 2017, 09:29:34 pm »

http://fukina.livejournal.com/410661.html

17-72 Пикник на краю сознания

Одно из любимых развлечений (а порой и жизненно необходимый навык) - читать знаки, которые посылает Мир. Или хотя бы прислушиваться, если окружающая реальность начинает с нами говорить. А язык может быть любым: образы, плеск волн, урчание двигателя, музыка в наушниках. Мой Мир говорит со мной голосом Шклярского и его текстами.

Преамбула. Около недели назад меня просто порвало волшебным осознанием. То, что в самом начале года я вытащила из колоды аркан Шут как маркер года наступившего, меня не удивило, но позабавило. И только спустя почти полгода (ну что, рыжие слоупоки, да) меня осенило: символизм Шута в этом году окружает повсюду. Но в последние дни бьется в глаза с особенным упорством. Сначала были воздух и перья. Потом именно образ шута. Потом истории про трикстеров. Потом Крылатый, выслушав мои сбивчивые объяснения и общую мифологию образа, признался, что в последнее время ему тоже много чего тематического вспоминается. Это странно, и очень интересно, потому что это значит, что под ногами обрыв, но "в бездне небес невозможно падение", и это - порог к чему-то совершенно новому и инаковому.

Бейте в бубен, рвите струны,
Кувыркайся, мой паяц,
В твоeм сердце дышит трудно
Драгоценная змея.
Бейте в бубен, рвите струны,
Громче музыка играй,
А кто слышал эти песни,
Попадает прямо в рай.

("Мы как трепетные птицы")

Опущенное в понятную земную плоскость и характерные лексические конструкции пробуждение кундалини, символ которого - свернувшаяся змея. Можно еще вспомнить, что в огромном количестве традиций змея - символ мурости и Знания.
Прийти к пробуждению может только человек, у которого определенный склад ума и образ мысли/жизни. Шут подходит под этот момент как нельзя лучше: неиспорченный, по-детски наивный, но при этом видящий и знающий гораздо больше, чем может показаться. Начало и окнец круга Больших Арканов. Танцующий в нигде и открывающий миллион возможностей. Свободный от предрассудков, клше и стереотипов. Музыка напоминает нам о ритуальном действии, в том числе и посыл "рвите струны". Попасть в рай - прозреть, выйти за пределы скупых привычных образов и действий, и жить в бесконечном пространстве знания и смысла, в котором обычно изображают Шута.

Темнота, как отсутствие света снаружи.
Ты не видишь и видим не весь.
Даже если бы я не был нужен,
Всё равно был бы здесь.
Тишина, как отсутствие звука сначала,
Или то, с чем её рифмовал.
Даже если бы ты не сказала,
Всё равно я бы знал.
Возле около чёрное солнце вставало
За моею спиной.
Даже если прошло и не стало,
Всё осталось со мной.

("Ты и я")

Короко и просто - о дуализме, о противоположностях, о добре и зле и том, что это вот все - всего лишь наша борьба с самими собой. Не видя всей картины полностью (ее и не возможно увидеть с одного ракурса), не говоря о самом важном, при этом держа внутри и зная, что твой собеседник так же держит внутри слова, а они рвутся наружу, мы принмаем эту жизнь и этот опыт. Наш мир - это только наш мир, который всегда остается с нами, который никуда не девается. Мы, по сути, знаем все, что происходит с нами и что еще произойдет, мы умеем отлавливать и считывать информацию с мира. Но не отдаем себе отчет в таинстве происходящих с нами событий. Ничто не просто так, и то, что происходит с нами, во-первых, зависит только от нас, и во-вторых, предназначено именно нам.

Что душа мне твоя? Этот легкий затерянный ветер.
Нет, должно быть моим твое сердце, твое сердце должно быть моим.
...
Что мне мысли твои? Эта жалкая нить, что связала и душу и тело.
Нет, должно быть моим твое сердце, твое сердце вернет мне весну.

("Твое сердце должно быть моим")

Все имеет свое начало, свой центр. И если рассматривать человека, то его центр - это сердце. Да-да, насос с аортами, качающий кровь по организму. Выжить без него - не реально.
Переводя метафору в область метафизики и трепологии, сердце - все тот же центр, вокруг которого "наматывается" душа, а сверху - оболочкой - тело.
Душа - то, что остается в нас от Мира, его часть, неизменная в нас. Верующие или придерживающиеся религиозных традиций могут заменить слово Мир на слово Бог или любое другое, подходящее по вашему контексту. Во многих традициях душу называют "Искрой Бога", которая дается человеку в момент его творения. [Предположим, что момент сотворения = момент зачатия. Тогда "Искрой Бога" вообще получается оргазм.] В этом мире каждая душа - затерянный ветер, который важен только для владельца, не более. И от оппонента (или от самого себя) хочется получить то, что идет из глубины, от сердца. В прошлом посте я назвала этот отклик. В некоторых случаях хочется получить, хоть на мгновение, еще больше, и тогда да, это сердце. Говоря "твое сердце должно быть моим" ты говоришь "ты должен быть частью моего мира". Сам посыл не слишком здрав, но.
Мысли. не превращенные в дела - это энергия, из которой строится ткань реальности. Своими мыслями каждый строит свою реальность, поэтому снова - дай мне отклик, дай мне серце, дай мне то, что идет из самой глубины, покажи, каков ты сам,
потому что только при этих условиях я смогу понять, кто же на самом деле я, и прийти к само_трансформации.

Я пущенная стрела. И нет зла в моем сердце, но
Кто-то должен будет упасть все равно...
А нищие правят бал. Они хотят, да не могут дать.
И все, что зовут они кровью - только вода...

("Я - пущенная стрела")

Жертвы на пути, неважно, каком - это фактор, которого не избежать. Кто-то падает от бессилия, кто-то по собственной глупости. А кого-то в процессе роста, не задумываясь подчас, ты уронишь сам. Потому что наполовину уже шагнул в иномирье, и смотришь на мир с другого ракурса.
Придавая дополнительное значение, сакрализируя пустую субстацию, не несущую в себе информацию, можно лишь приблизить момент падения.
И это снова возвращает нас к образу Шута. В его сердце нет зла. Он ведет показать красоту, панораму, открывающуюся с обрыва. Но далеко не все в силах выдержать этот опыт, и там, где Шут продолжает идти по воздуху, все неготовые - падают вниз и с большой вероятностью разбиваются.

Слушать Шклярского много - невозможно. Это превращается либо в белый шум, либо мысли начинают беспорядочное метание. Но дозированное прослушивания может стать аналогом терапии. Полагаю, что господин Шклярский, как и любой "не от мира сего", гораздо больше знает о законах вселенной, чем среднестатистический обыватель, и большая часть его текстов - суггестия чистой воды.

To be continued.
UPD. Первый вариант текста ЖЖ потер по непонятным причинам.
Видимо, не соответствовал моим же собственным стандартам качества.

« Последнее редактирование: Май 16, 2017, 09:37:02 pm от bober58 »
Записан

bober58

  • подотряд_боброобразные
  • форумный маньяк
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2972
    • Просмотр профиля
Re: Об альбомах и песнях группы Пикник
« Ответ #14 : Май 21, 2017, 12:35:34 pm »

http://www.fedy-diary.ru/Gold/100/82-piknik.htm

Пикник Дым (1982)

сторона А
Ночь
Хоровод
Вечер
Очень интересно

сторона В
Золушка
Деньги
Караван
Опиумный дым



Фото: Владимир Покровский

"Пикник", 1982. Слева направо: Александр Савельев, Али Бахтияров, Владимир Лебанидзе, Евгений "Жак" Волощук, Эдмунд Шклярский, Алексей Добычин

В конце 70-х ленинградский "Пикник" славился тем, что с равным успехом мог исполнять замысловатый арт-рок, музыку к спектаклю "Слово о полку Игореве", танцевальные пародии и хард-роковые номера. Похоже, что группа вобрала в себя буквально все направления современной музыки - от рок-н-роллов и стерилизованной новой волны до тягучих монотонных композиций и утяжеленных философских баллад.

В самом начале 80-х "Пикник" упростил репертуар, отказался от ненужной зауми в текстах и сразу же стал ближе к народу. Популярность группы в Ленинграде и окрестностях находилась на одной отметке с "Мифами" и "Россиянами". Этому в немалой степени способствовал колоссальный успех хита "Деньги", припев которого - "у него есть большие деньги, у тебя таких денег нет" - распевал в 81-м году на открытии ленинградского рок-клуба чуть ли не весь зал.

К 82-му году у "Пикника" накопился материал на полноценный магнитоальбом. Вполне вероятно, идея его записи могла остаться нереализованной, не будь у группы приличного комплекта концертной аппаратуры. Часть ее была собрана своими руками, часть куплена у "Россиян" - на деньги, заработанные игрой на танцах. Именно на этой аппаратуре озвучивались концерты т.н. "первого городского смотра-конкурса" рок-групп, сольные выступления "Аквариума", "Россиян", самого "Пикника" и т.п.

Во время очередной подобной акции один из основателей "Пикника" басист Евгений "Жак" Волощук совершил несложный бартер со звукорежиссером Дома юного техника Андреем Тропилло. Суть сделки заключалась в том, что "Пикник" ставил свой аппарат на очередной концерт "Аквариума", а Тропилло предоставлял "Пикнику" студию для записи альбома. Нельзя сказать, что Тропилло со страшной силой рвался писать "Пикник". В тот период он по мере возможностей внедрял в студии идею коллективного творчества - аранжировками в рок-группе должны заниматься все ее участники. Тропилло небезосновательно считал, что если каждый музыкант сочиняет свою партию сам, конечный результат будет значительно эффективнее. К тому же, сам процесс творчества будет непознаваем и необъясним с точки зрения, скажем, профессионального композитора, который, вне зависимости от того, для каких он пишет инструментов, рассуждает одними и теми же категориями.

У "Пикника" коллективным творчеством даже не пахло. Генеральную линию группы в тот момент определяли два человека - автор-исполнитель "Денег" вокалист Алексей Добычин и клавишник Эдмунд Шклярский. Оба они свои композиции писали и аранжировали самостоятельно - от начала и до конца. Шклярский вообще считал, что группе совершенно не обязательно состоять из сильных инструменталистов. "Музыкантам нужно лишь вовремя извлекать нужную ноту - с тем чувством, которое в данный момент требуется", - говорил он.

Фото: Сергей Бабенко


По мере погружения Добычина в сети семейной паутины Шклярский выдвинулся на первый план как лидер-вокалист и автор большинства новых композиций. Он занимался музыкой достаточно давно - еще со времен учебы в политехническом институте. Его мать преподавала в консерватории, дома постоянно музицировали, и некоторое время в квартире даже функционировал семейный ансамбль. Шклярский воспитывался не на традиционном для советской молодежи наборе хард-роковых групп, а на музыке, так сказать, более утонченной и осмысленной - типа Карлоса Сантаны или Jethro Tull. По признанию самого Шклярского, помимо музыки на его развитие существенное влияние оказали три вещи: восточная философия ("она учит думать"), современная польская литература и живопись Сальвадора Дали ("именно полотна Дали дают мне ощущение внутренней свободы и независимости").

Среди композиций, написанных Шклярским для "Пикника", особенно выделялись демоническая "Ночь ("Ночь шуршит над головой, как вампира черный плащ"), лирическая зарисовка "Вечер", а также гротесковая "Золушка" - интерпретация известной сказки, в которой вместо традиционного "хэппи энда" внезапно "оказался грубым хамом голубой король". С появлением этих песен стало совершенно очевидно, что "Пикник" играет самую камерную и аккуратную рок-музыку в СССР - таинственную, как цыганские глаза. Изысканные партии клавиш, интеллигентная гитара без запилов, символизм в текстах ("символ не указывает каждому конкретному человеку дорогу, он просто дает какое-то направление мысли, а образ слушатель рисует себе сам"), вокальные интонации Яна Андерсона, проскальзывающие в исполнительской манере Шклярского... Другими словами, в своем творчестве "Пикник" начал разрабатывать арт-рок с элементами фолка - то самое направление, в котором мог бы двигаться Jethro Tull в 80-х, но, увы, не стал.

...Студийный вариант "Пикника" на первом альбоме представлял собой усеченный концертный состав группы: Шклярский плюс ритм-секция Евгений Волощук - Али Бахтияров. Исключение составляли лишь те композиции, на которых пел Добычин. Все, что можно было сыграть самому, Шклярский сам и сыграл - начиная от клавиш и акустической двенадцатиструнки и заканчивая вокалом и партиями лидер-гитары.

"Я знаю Шклярского с 75-го года, - рассказывает Волощук. - Спорить с ним на тему творчества бесполезно. Он буддист, тихий и спокойный. Если он с тобой не согласен, то промолчит, а потом втихаря сделает по-своему. Психологически ему проще сыграть все самому, поскольку он мультиинструменталист и владеет всеми инструментами лучше, чем музыканты, которые играют в его группе. Он думает намного быстрее, чем объясняет".

На запись альбома "Пикнику" было выделено всего два дня, причем работа в студии началась с курьеза. Тропилло категорически не нравились не только индивидуальные методы работы Шклярского, но и то, как звучит группа в студийных условиях. Саунд и энергетика "Пикника" казались ему чересчур мягкими и не соответствующими концертному напору группы. Чтобы направить энергию музыкантов в нужное русло, Тропилло чуть ли не впервые за время своей студийной практики применил принцип шоковой терапии. Это получилось у него достаточно убедительно и возымело желаемый эффект.

"Тропилло ругался на нас в течение целого утра - мол, не так играете и не так звучите, - вспоминает Волощук. - Он довел нас чуть ли не до истерики, но уже минут через сорок мы были в рабочем состоянии и записали все болванки буквально с первого дубля".

Сам Шклярский понимал, что времени на специальные студийные ухищрения у него нет, но попытался в условиях жесткого цейтнота выжать из студии Дома юного техника максимум возможного.

"Нужного звука приходилось добиваться не с помощью приставок или примочек, а вручную, - рассказывает он. - На двенадцатиструнной гитаре, которая добавляла в общую звуковую палитру тепло и необходимый желтый цвет, я играл специальным мягким медиатором, вырезанным из очень тонкой пластмассы. На композиции "Опиумный дым" использовались рояль и орган "Вейсмастер", на котором было сыграно всего несколько нот. Мы специально играли на нем так, чтобы не было слышно, что звучит орган. Тогда почему-то считалось, что электроорган - это бесперспективный и немодный инструмент, все возможности которого в роке уже давно изучены и исчерпаны".

В последний день Шклярский доиграл необходимые гитарные партии и спел двойной вокал. Затем Добычин наложил вокал на своих композициях ("Деньги", "Очень интересно") и двух песнях, написанных Шклярским ("Караван" и "Хоровод").

Крупной удачей было то, что незадолго до начала записи "Пикнику" наконец-то удалось раздобыть барабанщика, вписавшегося в музыкальную концепцию группы.

"Нормальных барабанщиков тогда не было физически, - вспоминает Волощук. - Как правило, все они хотели играть много и беспрерывно. А чтобы получалось еще и красиво - довольно редкий случай. Приглашенный на запись Али Бахтияров был одним из немногих, кого интересовал конечный результат работы".

...В самом конце сессии Тропилло в суете подтер инструментальное вступление к "Золушке", зато на песне "Деньги" довольно удачно наложил звон падающих монет (в духе пинкфлойдовской "Money"), а в "Ночи" записал очень характерные звуки скрипящей двери, ставшие позднее опознавательным символом этой работы. По его же инициативе альбом вместо "Опиумного дыма" (версия группы) был назван просто "Дым".

Несмотря на социальную направленность двух номеров, написанных Добычиным, в целом альбом получился полным иносказаний, туманно-таинственным, с ощутимым привкусом восточной экзотики и мистики: грустная "Золушка", нескончаемый путь "Каравана" к мифическому источнику, "Опиумный дым" с обволакивающим гипнозом арабских мелодий: "Вьется опиумный дым/Старец станет молодым/Все покажется легко/За спиной мелькнет крыло/В мир иллюзий, светлых грез/Словно свет погасших звезд..." Альбом открывает "Ночь" - одна из эффектнейших композиций - сумеречные откровения на фоне приглушенного, доверительного вокала и летающих из канала в канал гитарных звуков.

15 лет спустя Шклярский признался, что в момент записи он и музыканты не вполне четко понимали, зачем именно они это делают. Другими словами "не ведали, что творили".

"Выход каждого последующего альбома "Пикника" был прямо или косвенно связан с социальной ситуацией, - вспоминает Шклярский. - "Дым" от социальной ситуации был изолирован, и никаких глубоких мыслей на тему того, что фундамент стиля закладывается в первом альбоме, тогда не было. Но, судя по всему, "Дым" был одним из тех наших альбомов, которые в свое время произвели определенную работу в умах".

Через десять лет после записи "Дыма" Шклярский сделал его римейк, но уже на компакт-диске. На обложке он обозначил всех участников группы (включая гитариста Александра Савельева), однако все инструментальные партии Шклярский на этот раз сыграл сам.

"Я скорее переписывал альбом для себя, - рассказывает он. - Мне хотелось зафиксировать какие-то определенные звуки, которые я не смог реализовать тогда".

Дома у Шклярского стоит целая компьютерная станция, на которой он продолжает сочинять новые песни - естественно, в одиночку. Он по-прежнему думает гораздо быстрее, чем объясняет.
Записан